"Смерть сатиры".

29.05.2013 21:28

                         Смерть сатиры.

                          КАРАМОВ С.К.                        

                                                               

Опубликовано в литжурнале "ЛитОгранка", №4, 2012г.

   Наша страна издавна славилась своими богатыми литературными традициями, целым рядом известных писателей, поэтов и драматургов, имена которых чтут во всем мире. Многие писатели отличались остротой пера, критикуя режим, многих чиновников. Назову известные имена Гоголя, Щедрина, Фонвизина, Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова. Комедию «Ревизор» Гоголя, поставленную на сцене еще в царские времена и высмеивавшую чиновников- казнокрадов, взяточников, показывают по сей день в различных театрах нашей страны. Но нет в наших театрах современных сатирических комедий! И в царские, и советские времена сатиру печатали: издавали книги, журналы, а на сцене театральные режиссеры ставили комедии своих современников, а не только одну классику. Сатирические романы «Золотой теленок», «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова печатались большими тиражами, а писатель- сатирик Зощенко смешил читателей своими короткими рассказами. Но куда делась сатира в наши дни, которые считаются демократическими? Сатиру похоронили тихо, без шума и помпезных похорон, никто не сказал ей последнего слова и не проводил в дальний путь, из которого никто не возвращается… Как писал еще ранее в 2002 году писатель Дмитрий Быков, « в истории русских жанров зияет большая дырка. На этом месте в небе должна быть звезда под названием: « сатирический роман. Его у нас нет, то есть наличествуют три гениальных образца», далее Быков пишет про романы Гоголя, Ильфа и Петрова. То есть Быков тоже признает, что в нашей современной действительности нет изданных сатирических романов. Может, нет современных сатириков, которые смогли бы написать сатирический роман, ну, хотя бы один? Или написать сатирическую комедию? Думаю, они есть, современные сатирики, просто издательства отказываются их печатать… Наши чиновники- временщики до ужаса боятся намека или насмешливого взгляда. Воротилы шоу-бизнеса, телечиновники запретили  сатирические программы «Куклы», «Тушите свет» на канале НТВ, вместо этого они предлагают нам смотреть пошлые телеюмористические программы на Первом канале, «Россия», СТС и ТНТ, «Комеди-клаб», «Нашу Russia», сериал про семью придурков «Счастливы вместе», одиозную программу «Дом-2» на канале ТНТ. Но смотрят ли эти воротилы в кругу семьи программы «Даешь молодежь!», «6 кадров», «Смех без правил», «Убойная сила», «Дом-2», «Комеди-клаб», «Смех в большом городе»? Думаю, вряд ли… Именно теледебилизацией можно назвать наше телевидение, а телевизор - зомбиящиком. Один наш писатель - юморист, называющий себя почему-то сатириком, сейчас превратился просто в пишущего артиста,   добросовестно читая на сцене  разные забавные истории, которые пишут ему читатели в гостевую книгу сайта; интересно, что ранее этот юморист прославился лишь тем, что назвал всех американцев тупыми, а нас хитроумными… Сейчас в чести почему-то зубоскальство, пошлость, нас, особенно нашу молодежь, приучают к пошлости, примитивизму, к мыльным операм, скороспелым сериалам, зарубежным тупым мультфильмам, смотря которые можно жевать попкорн, тупо ржа надо всем! Приведу здесь слова журналистки «Новой газеты» С. Тарощиной, которая в прекрасной статье «Всё будет хорошо, готовьтесь!» («Новая газета. Свободное пространство», № 39,10.10.-16. 10. 2008г.) писала: «  Если экранная пошлость так же неистребима, как рекламная перхоть, значит, это кому-нибудь нужно. Несложно догадаться, кому именно. Тем, кто требует от каналов политической лояльности в обмен на вседозволенность в остальных сегментах более чем доходного телебизнеса». Неплохо, кстати, сказано… Имеет ли данное утверждение право на аксиому, не требующую доказательств? Возможно… Во всяком случае все мы видим, что с ухудшением жизни виртуальный хохот всё увеличивается и увеличивается. Неспроста, думается, он увеличивается! И как тут нам не упомянуть о количестве горя в стране (постоянных катастрофах, убийствах, пожарах, постоянной инфляции, разных проблем,  монетизации льгот, обвалов жилых домов, реформе ЖКХ, в народе называемой реформой по очередному повышению оплаты жилья, рейдерах, ипотеке- кабале на всю жизнь) и увеличивающемся виртуальном хохоте в эфире! Телеэфир задыхается от бездумного и тупого смеха, безумного веселья и цирковой клоунады. Фильмы- однодневки рождают новую мифологию нашего времени, а новостной официоз центральных каналов пестрит очередными историческими персонажами и новыми идеологическими сказками, смакуя  вперемежку  с новостями различные преступления и извращения. Абсурд нашей жизни совсем не согласуется с чересчур мажорными нотками телевымысла  Но, как я думаю, многим не нужна постоянная тупая развлекаловка (хотя  умные люди понимают, что специально нам всем показывают побольше юмористических программ и побольше разных концертов вперемежку с новостным официозом, который подается очень выборочно, дозировано, показывается постоянно одна наша громадная партия и наша дорогая и уважаемая власть, чиновники, военные, потом снова на другой программе чиновники. депутаты и военные!),- им нужна сатира в традициях Гоголя, Салтыкова- Щедрина и Булгакова, которой нет или которую по разным субъективным причинам не хотят печатать! Людей просто хотят отвлечь от их проблем, чтобы они не задумывались об окружающей действительности, просто тупо ржали вечером, попивая пивко, побольше развлекались, оптимистично смотря на мир. Люди уже привыкли смотреть на многих телеканалах примитивные передачи, мыльные оперы, криминальные сериалы, которые я бы назвал «пособием для будущих бандитов». И если нет у человека альтернативы, он должен просто выключить телевизор. Ранее, как помню, на канале  НТВ был показ фильмов под рубрикой «Кино не для всех», теперь это, к сожалению, нет… Нет сейчас интересных комедийных теле- и кинофильмов, конечно, не считать же криминал, мыльные оперы, сериалы вроде «Воронины» или «Счастливы вместе» интересными фильмами!

   Нет, к сожалению, изданных в журналах современных сатирических комедий, нет новых комедий, хотя существует в Москве Театр сатиры, который  превратился просто в Театр юмора. Нет изданных книг современных сатириков. Люди даже не знают, есть ли таковые писатели в нашей стране… По пальцам можно пересчитать тех, кто ранее был известен, как писатель - сатирик в истинном значении этого слова. К примеру, Жванецкий, Горин… Ведь издательства не хотят портить отношения с властями, во- первых. Во- вторых, издательства уже приучили своего читателя к тонким книжечкам в дешевых картонных переплетах, разным женским ироническим детективам! Если есть успех у подобных издательств, если пиплс покупает сей товарный продукт (я умышленно не назвал слово «книга», так как не считаю эти книжечки на один день книгой в подлинном смысле этого слова!), то зачем же издательствам печатать что- либо иное? Они тогда будут штамповать и дальше это «чтиво в метро», а мы будем вынуждены смотреть быдловые юмористические телепрограммы, как надоевшие многим  наши мыльные оперы (если не хочешь их смотреть, есть только одна альтернатива - выключить свой телевизор!)…  Очень многие издательства в Москве, Петербурге и на периферии печатают лишь развлекательную литературу: фэнтези- сказочки, женские иронические детективы, женские любовные романы, которые автор этих строк называет весьма иронично: « чтиво в метро». Еще в царской России наши классики высмеивали авторов разных бульварных и сентиментальных романов, как тогда называлось подобное чтиво, и самих читателей его. Теперь же развлекательное чтиво занимает почти все полки книжных магазинов. Конечно, классика должна печататься и она печатается, но куда делась наша современная сатира? Или же нет в нашей современности тем для сатирического отображения? Отнюдь! Однако сатиру путают с пошлым юмором ниже пояса, с пустым зубоскальством ввиду незнания отличия сатира от клоуна. Сатирический смех развенчивает правителя, он лишает его трона!           

   Сатира, как я понимаю, трудный жанр, не всякому автору он посилен. Может, поэтому у нас так мало сатириков? Я имею в виду настоящую сатиру, а не тех авторов, выступающих  на разных юмористических  телеконцертах и телепередачах, где почему-то называют выступающих писателей не юмористами, а сатириками! Лично я стараюсь не смотреть разные юмористические концерты вроде «Кривого зеркала», юмористические телешоу, реалити - шоу вместо показа настоящей нашей жизни. Да, ранее я смотрел с большим интересом в конце 80 годов программу «Вокруг смеха», где не было пошлости, бесстыдного юмора ниже пояса. Тогда я радостно ждал выступлений таких писателей, как Горин, Жванецкий. Кстати, и Горин, и Жванецкий, являются настоящими писателями- сатириками!

    Может, из-за еженедельного показа разных юмористических программ по телевидению, которые почти всем надоели, путают сатириков и просто юмористов, а издательства отказываются печатать сатиру, говоря, что они юмористических книг не печатают? Представляете  себе Гоголя или Салтыкова- Щедрина, выступающих вместе с артистом Петросяном на  концерте «Кривое зеркало»? Или вместе с артистом Галкиным?

   Очень часто разные авторы ошибочно считают сатирой то, что даже до юмора не дотягивает. Говоря так, я отнюдь не считаю юмор менее трудным жанром, чем сатира: рассмешить тоже не всякий умеет, причем, рассмешить без употребления всякой похабщины! Но одно дело - просто смешить, мило пожурить или по-отечески посмеяться над чем-то, а совсем другое дело, когда доходит до негодования и отвращения сатирика к какому-либо отрицательному явлению.

   С а т и р а ( латин. satira, от более раннего satura- сатура, буквально- смесь, всякая всячина), вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения, заканчивающееся смехом откровенным или подспудным; специфический способ художественного воспроизведения  окружающей действительности, раскрывающий ее, как нечто несообразное, отрицательное с помощью смеховых, обличительных образов.

Сатира - доведенное до абсурда несоответствие между видимой формой явления и его внутренним содержанием.

   Здесь можно и нужно вспомнить изречения классиков:

«Сатира есть нечто иное, как зеркало, представляющее дурные или смешные стороны общества

или части общества в данную минуту. Сатира есть обвинительный акт со смешной стороны».

А. К. Толстой.

«Юмор- то когда страшно смешно, сатира - когда смешно страшно». Ежи Лец.

«Сатира - своеобразное зеркало, в которое каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного». Дж. Свифт.

«Сатира должна быть колкою и веселою». Вольтер.

  Сатиру можно назвать средством общественной борьбы. Эстетическая задача сатиры - пробуждать воспоминания о прекрасном, добре, истине, красоте, оскорбляемыми глупостью, низостью, разными пороками. Провожая в «царство теней всё отжившее», как писал М.Е. Салтыков- Щедрин, духовно «пристыжая» и очищая смеющегося, сатира защищает положительное в жизни. Как писал Ф. Шиллер: « в сатире действительность, как некое несовершенство, противополагается идеалу, как высшей реальности». («О наивной и сентиментальной поэзии»). Но идеал сатирика виден через « антиидеал», т.е. через смехотворное его отсутствие. Сатирик создает свой объект осмеяния, свой отрицательный образ, наделенный высокой степенью условности, достигаемой специальным авторским искажением действительности с помощью преувеличения, заострения образа, гиперболизации или гротеска.

  Еще в античные времена сатира зарождалась, когда искусство носило синкретический характер, создаваясь из народных игр, разных культов и обрядов. Создается на основе фольклора сатирическая драма, древняя аттическая комедия и пародия на героический эпос («Война мышей и лягушек»). Можно дальше вспомнить сатиры Горация и Ювенала. Во времена средневековья развился площадный эпос, анекдот. Иногда сатирические эпизоды есть в таких произведениях, как «Декамерон» Дж. Бокаччо, «Гаргантюа и  Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» М. Сервантеса, в комедиях У. Шекспира); эти эпизоды осмеивали разные идеи, противостоящие миру и гуманизму.

В классицизме появилась настоящая сатирическая комедия уже в определенной свойственной именно ей форме (Мольер), также стихотворные формы сатиры (басня).

   Позднее социально - сатирический смех Мольера  продолжил как бы свое развитие в комедиях Бомарше, Шеридана. Сатира философски осмысливала несовершенство общественного строя, многого в обществе, что можно было прочитать в произведениях Д. Дидро, Вольтера, Монтескье,  Свифта. Но позднее сатира проникает в разные  прозаические жанры (Ч. Диккенс, У. Теккерей. Сатиру использовали в своих произведениях М. Твен, А. Франс, Г. Уэллс, К. Чапек, Я. Гашек, Б. Шоу, Г. Честертон, Г. Манн, Б. Брехт. Эти авторы обличали различные социальные пороки общества, тем не менее надеясь на лучшее. Сатира модернизма была посвящена проблеме «отчуждения» человека в буржуазном обществе, тоталитарном или авторитарном режимах. Сатира в произведениях некоторых авторов (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут) сопрягается с научной фантастикой.

   В русской литературе сатира впервые отобразилась в сатирической повести конца 17  века. Сатирические образы создавали в своих произведениях Д. Фонвизин, А. Кантемир,

А. Радищев. Басни И.А. Крылова, сатирические стихи Г. Державина, А.К. Толстого до сих пор читают миллионы людей во всем мире, являясь началом расцвета сатиры в России. Достаточно вспомнить комедию «Горе от ума» Грибоедова, которая насквозь пропитана сатирой и имеет целый ряд сатирических персонажей, а выражения и афоризмы некоторых героев комедии известны до сих пор и нередко применяются в жизни.

  Позднее в советское время Маяковский пишет свои комедии «Клоп» и «Баня», Гофман- «Тень» и «Голый король», Ильф и Петров свои сатирические романы «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев». М. Булгаков пишет сатирические рассказы, фельетоны, повести, которые читают до сих пор, и которые будут пользоваться успехом очень долго! Сотни тысяч читателей наслаждались и наслаждаются до сих пор сатирическими рассказами Зощенко.  Сатира проникает в театр и кино. Часто в театрах показывают комедии Мольера, Шекспира, Бомарше, Булгакова. Кинокомедия, как жанр, сформировался в начале 20 годов прошлого века. До сих пор зрители с удовольствием смотрят подлинно сатирические ленты: «Новые времена», «Диктатор» Ч. Чаплина, советскую кинокомедию «Праздник святого Йоргена». А помните прекрасный сатирический фильм Рязанова «Гараж»?

  «Для того, чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно,  во-первых, как писал Салтыков- Щедрин, чтобы она давала почувствовать писателю тот идеал, на которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало».

   Комическое в жизни - это явления внутренне противоречивые, в которых мы замечаем их несоответствие тому, на что они претендуют! Смех вызывается тем, что мы обнаруживаем мнимость соответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внутреннюю неполноценность. Юмор вскрывает эту неполноценность, подчеркивая противоречия.  Смешно несоответствие цели и средств, выбранных для ее достижения, несоответствие действий и результатов, несоответствие анализа и выводов, несоответствие содержания и формы. Чаплин в фильме «В банке» говорит своему соседу, что у того плохой вид, и далее просит его показать язык. Когда тот язык высовывает,  оказывается, это нужно было Чаплину, чтобы наклеить марку  на конверт. Контраст между внешним отношением Чаплина к соседу и внутренней ее причиной, скрытым желанием Чаплина, контраст между простой целью и нелепыми средствами ее достижения, вызывает смех.

   Юмор в искусстве является отражением комического в жизни. Он усиливает это комическое, обобщая его; мы наблюдаем в искусстве, в частности, в литературе, особый тип образа - юмористический. Мы смеемся над мелкими недостатками, т.к. видим, что эти недостатки неопасны, безвредны. Еще Аристотель писал:» Смешное- это какая-нибудь ошибка или средство, не причиняющее страданий или вреда… Это нечто безобразное или уродливое, но  без страдания».  Писатель - юморист   с и м п а т и з и р у е т    тому явлению или образу, о котором пишет, но показывает в то же время его частные недостатки ( как пример юмористического образа, может быть мистер Пиквик у Диккенса). Юморист менее резок, чем сатирик. Сатирик негодует, гневен, а юморист мягок, слегка посмеивается. Юморист и сатирик выступают против человеческих пороков,  слабостей, но чувство юмориста лишь иногда может возвыситься до трагической скорби, а гнев сатирика доходит до грустной насмешки и саркастического хохота!

  Если же недостатки явления уже не дают возможности симпатизировать ему и оценка ее должна  приобрести более суровый характер, мы видим усиление отрицательного начала в юмористическом образе, происходит здесь переход от юмора  к   с а т и р е!

   Промежуточными, переходными формами между ними являются ирония и сарказм. Юмор- это просто  ш у т к а! Ирония- это уже насмешка, основанная на чувстве превосходства  одного перед другим, к которому он обращается, и в иронии скрыт обидный оттенок. Ирония приписывает явлению то, что ему недостает. Лисица говорит ослу: « Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Смешно здесь то, что ум приписывается тому, у кого нет его,- ослу! Под сарказмом можно понять злую иронию. Сарказм диктуется уже гневом автора, который вызывается  отрицательным явлением или фактом. Если юмор есть отражение частного, второстепенного, то сатира есть отрицание общего. Именно здесь нужно искать различия между сатирой и юмором. Юмор показывает второстепенные недостатки, над которыми можно лишь слегка посмеяться, а сатира, отрицая явление, с помощью преувеличения показывает несоответствие этого явления, алогизм, несообразность жизни с целью (Рабле, Свифт, Гоголь, Щедрин). Несоответствие явлений жизни тем требованиям, которым они должны соответствовать, доходит до полного их отрицания. Писатель вскрывает внутреннюю противоречивость различных явлений жизни, доводя их до предела нелепости («История одного города» Щедрина, «Путешествие Гулливера» Свифта).

  Сатирический  образ - это образ, который стремится к отрицанию явлений жизни путем доведения до предела комизма, нелепости. В качестве примера можно привести стихотворное произведение « Сон Попова» А.К. Толстого. Несмотря на шутливый сюжет( чиновник Попов оказался на приеме у министра без брюк), произошедшая нелепость обнажила суть явлений: вместо министра, делающего вид, что он весьма либерален, произнося прогрессивные речи, стал виден злобный бюрократ. Здесь Толстой, построив сатиру на чисто внешней нелепости, описал и высмеял бюрократически - полицейский режим царской России.

    Сатирический образ - это отрицательный образ, а не положительный, которого можно только пожурить или слегка посмеяться над ним. Можно слегка посмеяться над чересчур боязливой бабушкой, постоянно делающей замечания своему внуку, можно слегка посмеяться над пьяницей.  Сатирический образ может смешить, вызвать иногда смех, но здесь смех переходит в  н е г о д о в а-н и е  сатирика, этот образ отталкивает и ужасает читателя! В комедии положений смешны случаи, когда герои внезапно падают, бросают друг в друга тортами и т.д. Писатель- юморист с улыбкой доносит до читателя эти эпизоды. Смешон герой Чаплина в фильме «В банке», как и его остальные герои немых фильмов. Но когда Чаплин изображает Гитлера и подбрасывает глобус вверх, играя с ним, как с мячом, здесь не до смеха и  симпатизирующей герою улыбки юмориста - здесь подчеркивается неполноценность героя, его несбыточные и сказочные мечтания и здесь  сатирически высмеивается данный персонаж. Крайними средствами заострения сатирической мысли являются гипербола, гротеск, которые помогают сатирику выразить свое отношение к действительности. Отрицательный персонаж раскрывается как сам по себе, так и в гиперболических зеркалах, наведенных на него автором.

 Сатира  направлена против безобразного, отвратительного, отрицательного! Не могут вызвать улыбку такие отрицательные образы, как Иудушка Головлев Щедрина, Тартюф Мольера. Надо у м е л о  пользоваться имеющимися возможностями автору, не смешивать сатиру с юмором, а фельетон со сказкой. Сатира, как наиболее острая форма обличения действительности, неприменима и вряд ли может использоваться в случаях, когда достаточно только улыбки! Когда автору достаточно лишь улыбнуться и слегка посмеяться, не доводя ситуацию до резкого саркастического и гомерического хохота! Глупо совсем, как я считаю, пытаться пользоваться громадными возможностями сатиры, ее жанрами для описания какого-то пьяницы, строгих мамаш с  детьми, грубых продавщиц в магазине.

   Автор статьи немного остановился на отличительных характеристиках сатиры и юмора в силу того, что даже многие редакторы с филологическим образованием путают сатиру с юмором, говоря, что в их издательстве не печатают юмор. Когда же автор возражал им, напоминая, что он пишет сатиру, ему сухо отвечали, что в их издательстве нет серии под названием «сатира». Тем не менее автор издал многие свои сатирические сказки и рассказы, комедии, хотя намучился с публикациями немало, однако не об этом речь… К сожалению, наша современная литература утратила свою актуальность и злободневность. Литература бежит от жизни, от реальности, предпочитая в мучительных поисках скороспелого творчества (некоторые горе - писатели пишут роман всего за месяц по заданию издательства, своего рода «фабричное книгопроизводство»!), придумывать

всякие фантастические истории и детективчики. Современная литература и театр не отображают подлинной нашей жизни, социальных, политических и этических проблем нашего сложного и неоднозначного времени, которые волнуют многих наших современников. Наш современный театр тоже не ищет новых пьес, современных сатирических комедий, предпочитая лишь ставить инсценировки известных классических пьес, безбожно кромсая  и переделывая на свой вкус произведения давно умерших писателей (ведь мертвый автор намного удобнее живого – мертвый не попросит деньги за постановку своей пьесы и не возмутится, если ему не понравится та или иная инсценировка!). Нет новых сатирических комедий и сатирических романов. Их никто не печатает, а многие редакторы даже не удосуживаются понять разницу между юмором ниже пояса и сатирой. Сатира исчезла незаметно, ее тихо похоронили без помпезных похорон… Сатира сейчас никому не нужна… Она исчезла из нашей жизни!..