Литературно-критическая статья "О юморе и сатире".

29.05.2013 21:05

   Литературно- критическая статья «О юморе и сатире». Опубликована в журнале"Страна"Озарение", 2007г.

                             Карамов С.К.

Сатира, как я понимаю, трудный жанр, не всякому автору он посилен. Может, поэтому у нас так мало сатириков? Я имею в виду настоящую сатиру, а не тех авторов, выступаюших на разных юмористических телеконцертах и телепередачах, где почему-то называют выступающих писателей не юмористами, а сатириками! Лично я стараюсь не смотреть разные юмористические концерты вроде «Кривого зеркала», юмористические телешоу, реалити- шоу вместо показа настоящей нашей жизни. Да, ранее я смотрел с большим интересом в конце 80 годов программу «Вокруг смеха», где не было пошлости, бесстыдного юмора… Тогда я радостно ждал выступлений таких писателей, как Горин, Жванецкий. Кстати, и Горин, и Жванецкий, являются настоящими писателями- сатириками! Я долго думал: стоит ли писать эти строки, кому всё это нужно, многие разницы в жанрах не поймут, как не понимают различия между юмором и сатирой отдельные редакторы в издательствах, писатели и организаторы ряда юмористических телепередач и концертов. Но когда я прочитал на сайте www.proza.ru ответы одной известной поэтессы, члена Союза писателей России, решил написать эти строки. Эту поэтессу спрашивал один автор: почему сейчас так трудно опубликовать книгу и издательства почему-то не хотят или просто боятся печатать сатиру, предпочитая печатать всякое « чтиво в метро», всякие женские иронические детективы и фэнтези? Автор тогда весьма удивился ее ответу: « А вы попробуйте публиковаться в «Литературной газете»! А если будет трудно, то побольше секса, побольше секса прибавьте!» Как понимаю, сработало тоже шаблонное мнение, что сатира и юмор - одно и то же! Может, из-за еженедельного показа разных юмористических программ по телевидению, которые почти всем надоели, путают сатириков и просто юмористов, а издательства отказываются печатать сатиру, говоря, что они юмористических книг не печатают? Кстати, заметили, может быть, что одновременно с увеличением у нас в стране ряда катастроф, пожаров, убийств, виртуальный хохот в эфире увеличивается?..  Представляете себе Гоголя или Салтыкова- Щедрина, выступающих вместе с артистом Петросяном на концерте «Кривое зеркало»? Или вместе с артистом Галкиным? Очень часто разные авторы на данном сайте ошибочно считали сатирой то, что даже до юмора не дотягивает. Говоря так, я отнюдь не считаю юмор менее трудным жанром, чем сатира: рассмешить тоже не всякий умеет, причем, рассмешить без употребления всякой похабщины! Но одно дело - просто смешить, мило пожурить или по-отечески посмеяться над чем-то, а совсем другое дело, когда доходит до негодования и отвращения сатирика к какому-либо отрицательному явлению.

 С а т и р а ( латин. satira, satir от более раннего satura- сатура, буквально- смесь, всякая всячина), вид комического; беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения, заканчивающееся смехом откровенным или подспудным; специфический способ художественного воспроизведения окружающей действительности, раскрывающий ее, как нечто несообразное, отрицательное с помощью смеховых, обличительных образов.

Сатира - доведенное до абсурда несоответствие между видимой формой явления и его внутренним содержанием.

 Здесь можно и нужно вспомнить изречения классиков:

«Сатира есть нечто иное, как зеркало, представляющее дурные или смешные стороны общества или части общества в данную минуту. Сатира есть обвинительный акт со смешной стороны». А. К. Толстой.

«Юмор- то когда страшно смешно, сатира - когда смешно страшно». Ежи Лец.

«Сатира - своеобразное зеркало, в которое каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного». Дж. Свифт.

«Сатира должна быть колкою и веселою». Вольтер.

 Сатира как бы двусюжетна: комическое развитие событий предопределяется какими-то драматическими или даже трагическими явлениями в «подтексте».

                                                                                      Сатиру можно назвать средством общественной борьбы. Эстетическая задача сатиры - пробуждать воспоминания о прекрасном, добре, истине, красоте, оскорбляемыми глупостью, низостью, разными пороками. Провожая в «царство теней всё отжившее», как писал М.Е. Салтыков- Щедрин, духовно «пристыжая» и очищая смеющегося, сатира защищает положительное в жизни. Как писал Ф. Шиллер: « в сатире действительность, как некое несовершенство, противополагается идеалу, как высшей реальности». («О наивной и сентиментальной поэзии»). Но идеал сатирика виден через « антиидеал», т.е. через смехотворное его отсутствие. Сатирик создает свой объект осмеяния, свой отрицательный образ, наделенный высокой степенью условности, достигаемой специальным авторским искажением действительности с помощью преувеличения, заострения образа, гиперболизации или гротеска. Персонаж здесь что-то вроде олицетворенного логического понятия (Органчик у Салтыкова- Щедрина), а сюжет, как система интеллектуального общения с читателем, переведенная на художесвенную ткань произведения( «Кандид» Вольтера, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта). Иногда сатира высмеивает не какое-то общественное явление, а ущербную личность, описывая и высмеивая природу зла («Господа Головлевы» Салтыкова- Щедрина, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея). Правдоподобное неправдоподобие представляет собой пародийно- ироническое повествование с массой мистификаций, театрализованными ситуациями. Она нередко смыкается с юмором, например, у Ч. Диккенса, хотя нельзя назвать этого писателя сатириком; просто у каждого писателя иногда можно найти в его произведениях и юмор, и пародию, и сатиру, и ряд трагических или трагикомических эпизодов.

 Еще в античные времена сатира зарождалась, когда искусство носило синкретический характер, создаваясь из народных игр, разных культов и обрядов. Создается на основе фольклора сатирическая драма, древняя аттическая комедия и пародия на героический эпос («Война мышей и лягушек»). Можно дальше вспомнить сатиры Горация и Ювенала. Во времена средневековья развился площадный эпос, анекдот. Иногда сатирические эпизоды есть в таких произведениях, как «Декамерон» Дж. Бокаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль»  Ф. Рабле, «Дон Кихот» М. Сервантеса, в комедиях У. Шекспира); эти эпизоды осмеивали разные идеи, противостоящие миру и гуманизму. В классицизме появилась настоящая сатирическая комедия уже в определенной свойственной именно ей форме (Мольер), также стихотворные формы сатиры (басня).

 Позднее социально- сатирический смех Мольера продолжил как бы свое развитие в комедиях Бомарше, Шеридана. Сатира философски осмысливала несовершенство общественного строя, многого в обществе, что можно было прочитать в произведениях Д. Дидро, Вольтера, Монтескье, Свифта. Но позднее сатира проникает в разные прозаические жанры( Ч. Диккенс, У. Теккерей. Сатиру используют в своих произведениях М. Твен, А. Франс, Г. Уэллс, К. Чапек, Я. Гашек, Б. Шоу, Г. Честертон, Г. Манн, Б. Брехт. Эти авторы обличали различные социальные пороки общества, тем не менее надеясь на лучшее. Сатира модернизма была посвяшена проблеме «отчуждения» человека в буржуазном обшестве, тоталитарном или авторитарном режимах. Сатира в произведениях некоторых авторов (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут) сопрягается с научной фантастикой.

 В русской литературе сатира впервые отобразилась в сатирической повести конца 17 века. Сатирические образы создавали в своих произведениях Д. Фонвизин, А. Кантемир, А. Радищев. Басни И.А. Крылова, сатирические стихи Г. Державина, А.К. Толстого до сих пор читают миллионы людей во всем мире, являясь началом расцвета сатиры в России. Достаточно вспомнить комедию «Горе от ума» Грибоедова, которая насквозь пропитана сатирой и имеет целый ряд сатирических персонажей, а выражения и афоризмы некоторых героев комедии известны до сих пор и нередко применяются в жизни.

Позднее в советское время Маяковский пишет свои комедии «Клоп» и «Баня», Гофман- «Тень» и «Голый король», Ильф и Петров свои сатирические романы «Золотой теленок»  и «Двенадцать стульев». М. Булгаков пишет сатирические рассказы, фельетоны, повести, которые читают до сих пор и которые будут пользоваться успехом очень долго!

 Сатира проникает в театр и кино. Часто в театрах показывают комедии Мольера, Шескпира, Бомарше, Булгакова. Кинокомедия, как жанр, сформировался в начале 20 годов прошлого века. До сих пор зрители с удовольствием смотрят подлинно сатирические ленты: «Новые времена», «Диктатор» Ч. Чаплина, советскую кинокомедию «Праздник святого Йоргена».

 «Для того, чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно,  во- первых, как писал Салтыков- Щедрин, чтобы она давала почувствовать писателю тот идеал, на которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало».

 Комическое в жизни - это явления внутренне противоречивые, в которых мы замечаем их несоответствие тому, на что они претендуют! Смех вызывается тем, что мы обнаруживаем мнимость соответствия формы и содержания в данном явлении, что разоблачает его внутреннюю неполноценность. Юмор вскрывает эту неполноценность, подчеркивая противоречия. Смешно несоответствие цели и средств, выбранных для ее достижения, несоответствие действий и результатов, несоответствие анализа и выводов, несоответствие содержания и формы. Чаплин в фильме «В банке» говорит своему соседу, что у того плохой вид, и далее просит его показать язык. Когда тот язык высовывает, то оказывается это нужно было Чаплину, чтобы наклеить марку на конверт. Контраст между внешним отношением Чаплина к соседу и внутренней ее причиной, скрытым желанием Чаплина, контраст между простой целью и нелепыми средствами ее достижения, вызывает смех.

 Юмор в искусстве является отражением комического в жизни. Он усиливает это комическое, обобщая его; мы наблюдаем в искусстве, в частности, в литературе, особый тип образа- юмористический. Мы смеемся над мелкими недостатками, т.к. видим, что эти недостатки неопасны, безвредны. Еще Аристотель писал:» Смешное- это какая- нибудь ошибка или средство, не причиняющее страданий или вреда… Это нечто безобразное или уродливое, но без страдания». Писатель- юморист с и м п а т и з и р у е т тому явлению или образу, о котором пишет, но показывает в то же время его частные недостатки ( как пример юмористического образа, может быть мистер Пиквик у Диккенса). Юморист менее резок, чем сатирик. Сатирик негодует, гневен, а юморист мягок, слегка посмеивается. Юморист и сатирик выступают против человеческих пороков, слабостей, но чувство юмориста лишь иногда может возвыситься до трагической скорби, а гнев сатирика доходит до грустной насмешки и саркастического хохота!

 Если же недостатки явления уже не дают возможности симпатизировать ему и оценка ее должна приобрести более суровый характер, мы видим усиление отрицательного начала в юмористическом образе, происходит здесь переход от юмора к с а т и р е!

 Промежуточными, переходными формами между ними являются ирония и сарказм. Юмор- это просто ш у т к а! Ирония- это уже насмешка, основанная на чувстве превосходства одного перед другим, к которому он обращается, и в иронии скрыт обидный оттенок. Ирония приписывает явлению то, что ему недостает. Лисица говорит ослу:» Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Смешно здесь то, что ум приписывается тому, у кого нет его,- ослу! Под сарказмом можно понять злую иронию. Сарказм диктуется уже гневом автора, который вызывается отрицательным явлением или фактом. Если юмор есть отражение частного, второстепенного, то сатира есть отрицание общего. Именно здесь нужно искать различия между сатирой и юмором. Юмор показывает второстепенные недостатки, над которыми можно лишь слегка посмеяться, а сатира, отрицая явление, с помощью преувеличения показывает несоответствие этого явления, алогизм, несообразность жизни с целью (Рабле, Свифт,Гоголь, Щедрин).

                                                                          Несоответствие явлений жизни тем требованиям, которым они должны соответствовать, доходит до полного их отрицания. Писатель вскрывает внутреннюю противоречивость различных явлений жизни, доводя их до предела нелепости («История одного города» Щедрина, «Путешествие Гулливера» Свифта).

 Сатирический образ- это образ, который стремится к отрицанию явлений жизни путем доведения до предела комизма, нелепости. В качестве примера можно привести стихотворное произведение « Сон Попова» А.К. Толстого. Несмотря на шутливый сюжет ( чиновник Попов оказался на приеме у министра без брюк), произошедшая нелепость обнажила суть явлений: вместо министра, делающего вид, что он весьма либерален, произнося прогрессивные речи, стал виден злобный бюрократ. Здесь Толстой, построив сатиру на чисто внешней нелепости, описал и высмеял бюрократически- полицейский режим царской России.

 Сатирический образ- это отрицательный образ, а не положительный, которого можно только пожурить или слегка посмеяться над ним. Можно слегка посмеяться над чересчур боязливой бабушкой, постоянно делающей замечания своему внуку, можно слегка посмеяться над пьяницей. Сатирический образ может смешить, вызвать иногда смех, но здесь смех переходит в н е г о д о в а н и е сатирика, этот образ отталкивает и ужасает читателя! В комедии положений смешны случаи, когда герои внезапно падают, бросают друг в друга тортами и т.д. Писатель- юморист с улыбкой доносит до читателя эти эпизоды. Смешон герой Чаплина в фильме «В банке», как и его остальные герои немых фильмов. Но когда Чаплин изображает Гитлера и подбрасывает глобус вверх, играя с ним, как с мячом, здесь не до смеха и симпатизирующей герою улыбки юмориста - здесь подчеркивается неполноценность героя, его несбыточные и сказочные мечтания и здесь сатирически высмеивается данный персонаж. Крайними средствами заострения сатирической мысли являются гипербола, гротеск, которые помогают сатирику выразить свое отношение к действительности. Отрицательный персонаж раскрывается как сам по себе, так и в гиперболических зеркалах, наведенных на него автором.

 Сатира направлена против безобразного, отвратительного, отрицательного! Не могут вызвать улыбку такие отрицательные образы, как Иудушка Головлев Щедрина, Тартюф Мольера. Надо у м е л о пользоваться имеющимися возможностями автору, не смешивать сатиру с юмором, а фельетон со сказкой. Сатира, как наиболее острая форма обличения действительности, неприменима и вряд ли может использоваться в случаях, когда достаточно только улыбки! Когда автору достаточно лишь улыбнуться и слегка посмеяться, не доводя ситуацию до резкого саркастического и гомерического хохота! Глупо совсем, как я считаю, пытаться пользоваться громадными возможностями сатиры, ее жанрами для описания какого-то пьяницы, строгих мамаш с детьми, грубых продавщиц в магазине. Начинающий юморист или сатирик может, конечно, не писать сразу повесть или роман, а написать краткий рассказ, стихотворение или фельетон. Но если вы написали рассказ не более 1 страницы, не будьте так самонадеянны, что вы – новый Антоша Чехонте. Да, все помнят его известное выражение о краткости, его короткие рассказы, но наличие этой сестры- краткости должно подразумевать, что у автора еще есть и талант, что самое главное!

 В самой сатире есть немало жанров. В лирике - это эпиграмма, фельетон, стихотворение, в эпосе - басня, памфлет, фельетон, сатирический рассказ, анекдот, сатирическая повесть, сатирический роман, в драме - скетч, фарс, водевиль, сатирическая комедия. И не надо путать эти жанры, повторяю… В отношении стихотворных жанров хочется привести в качестве примера ряд эпиграмм. Вот здесь авторам, которые не хотят много писать, пишут только 1-2 страницы, можно развернуться! И прочитать короткую эпиграмму Сергея Смирнова «Вельможа»:

 «Руководил-

 Рукой водил:

 Мол,

 «Мы - умы,

 А вы - увы!» ( Cмирнов С. «Веселый характер». Лирика, короткие басни, эпиграммы, песни, литературные пародии. М., 1963г., с. 220).

 Какая тут блистательная игра слова, какая прекрасная ирония, а написана эта эпиграмма не сейчас, когда все сразу осмелели, открыто говорят, а в 1963 году!

 А его лаконичная эпиграмма, посвященная этической теме: « Ханжа» (1972г.):

 «Я - за!-  в глаза сказал Ханжа,

 А за глаза  зарезал без ножа».

 А теперь мне хочется спросить читателей: вам нужно только бездумно смеяться, смотря надоевшие многим частые юмористические телеконцерты и разные юмористические шоу? Смех без причины - признак дурачины, как гласит народная мудрость… Так как разные исполнители на этих концертах ставят себе цель - во что бы то ни стало рассмешить зрителей, заставить их смеяться любой ценой! Пусть даже не будет никакой мысли, только один пошлый юмор! А помните выражение одного тирана: « Жить стало лучше, жить стало веселей!»? И как тут нам не упомянуть о количестве горя в стране (постоянных катастроф, убийств, пожаров, постоянной инфляции, разных проблем, обвалов жилых домов, реформе ЖКХ, в народе называемой реформой по очередному повышению оплаты жилья, ипотеке- кабале на всю жизнь) и увеличивающемся виртуальном хохоте в эфире! Но, как я думаю, многим не нужна постоянная тупая развлекаловка (хотя умные люди, ранее в годы застоя читавшие между строк и пользующиеся нередко эзоповым языком понимают, что специально нам всем показывают побольше юмористических программ и побольше разных концертов вперемежку с новостным официозом, который подается очень выборочно, дозированно: устраняется всё то, что можно прочитать только в одной честной газете «Новой газете» и показывается постоянно одна наша громадная партия и наша дорогая и уважаемая власть, чиновники, военные, потом снова на другой программе чиновники. депутаты и военные!),- им нужна сатира в традициях Гоголя, Салтыкова- Щедрина и Булгакова, которой нет или которую по разным субъективным причинам не хотят печатать! Ведь издательства не хотят портить отношения с властями, во- первых. Во- вторых, издательства уже приучили своего читателя к тонким книжечкам в дешевых картонных переплетах, разным женским ироническим детективам, которые автор метко называет «чтивом в метро, чтивом на один день»! Если есть успех у подобных издательств, если пиплс покупает сей товарный продукт (я умышленно не назвал слово «книга», так как не считаю эти книжечки на один день книгой в подлинном смысле этого слова!), то зачем же издательствам печатать что- либо иное? Они тогда будут штамповать и дальше это «чтиво в метро», а мы будем вынуждены смотреть быдловые юмористические телепрограммы, как надоевшие многим наши мыльные оперы (если не хочешь их смотреть, есть только одна альтернатива - выключить свой телевизор!)…И совершенно прав писатель и журналист Д. Быков, который писал, что наша действительность просто соскучилась по сатирическому роману, которого нет, к сожалению. Я позволю себе здесь привести коротко его слова: « В истории развития русских жанров зияет огромная дырка. На этом месте в небе должна быть звезда под названием «сатирический роман». Его у нас нет…Современная русская действительность плачет по сатирическому роману, ибо ни в каких других формах воплощена быть уже не может. Всё стало смешно - настолько смешно, что хочется послать в задницу любую политкорректность…» (Д. Быков, 25 января 2002г). Всё смешно, автор здесь полностью согласен с писателем Быковым: и наши депутаты, покорно поднимающие руки и покорно голосующие за законы, торопливо ходящие по рядам, голосуя сразу за многих своих отсутствующих коллег, которые где-то трудятся на стороне; и наши телепрограммы, которые надоели и которые смешны все до одной, не только юмористические телепрограммы, где, чем глупее, тем лучше!; смешны наши важные телеведущие, послушно читающие заготовленные для них кем-то тексты и повторяющие чужие слова, как говорящие попугаи; смешны разные наши политтехнологи, думая, что их «технологии» кому-то нужны и интересны, как и их телепрограммы (кстати, знает ли наш читатель, что на Западе нет слова «политтехнолог» - это сугубо наше кондовое изобретение, наше кондовое слово из новеньких наших «изобретений»!); и смешны наши нацпроекты сверху без обратной связи со своим народом, для которого и трудятся наши «слуги народа»… Перечислять дальше или не стоит?! Может, именно по всем описанным причинам у нас нет и не будет сатирического романа?! И у нас будут постоянно путать сатиру с юмором?.. «… хочется послать в задницу любую политкорректность…» (Д. Быков, 25 января 2002г).