"Долой пошлость!"

30.05.2013 21:15
   
   
   

     Долой  пошлость! (публицистическая статья).

                        Карамов С.К., член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, писатель- сатирик, драматург, член московской  городской  организации Союза писателей России, Международной Ассоциации Писателей и Публицистов, кандидат медицинских наук, член- корреспондент Международной  Академии общественных наук, лауреат 7 Международного драматургического конкурса «Евразия- 2009».

Опубликована в журнале «День и ночь» (Красноярск, №5-6, 2009г).

 Как-то все мы привыкли, что юмористические программы стали транслироваться на разных телеканалах. Как-то все мы привыкли к ним и эти программы начали показываться на многих телеканалах, а не только на одном, что порой вызывает некоторую озабоченность. Сейчас все знают, что такое «Аншлаг» и «Кривое зеркало», можно назвать еще не одну подобную юмористическую программу, которую смотрят тысячи зрителей почти каждый день. На канале «СТС», который считается развлекательным, появилось множество подобных программ, к тому же именно на этом канале показываются многие мыльные оперы, не отличающиеся полетом мысли, красотой слова: « Кто в доме хозяин?», «Моя прекрасная няня». А на телеканале ТНТ показывается сериал или мыльная опера «Счастливы вместе» про семью придурков (про последнюю мыльную оперу напишу чуть позже).  Все мы с ужасом начинаем замечать, что число подобных программ и фильмов- однодневок, мыльных опер становится почему-то всё больше и больше… Не скажу, что я смотрю описанное каждый день - не отношусь к любителям ни сериалов, мыльных опер,  телеюмористических программ. Посмотрел кое-что просто из любопытства, но больше подобное смотреть не буду. Скажу больше, когда только моя жена начинает включать канал СТС или ТНТ и слышу голоса вечных героев сериалов, меня всего передергивает, словно хочется вырвать! И тогда я прошу жену срочно переключить канал и включить более приятное и более художественное, чем то, что пришлось даже на мгновение увидеть… К чему это я? Сегодня 23 января 2009 года прочитал в приложении к газете «Комсомольская правда» («Телепрограмма», №3 (359), 2009г.) статью главного редактора «Телепрограммы» Павла Садкова « Долой халтуру!» и очень обрадовался, что и он думает, как и я, что и он против пошлости на телевидении. Между прочим,  рядом было напечатано письмо одной молодой читательницы О. Кальниной, которая с юношеским максимализмом утверждала обратное: нельзя запрещать телеюмористические программы на том основании, что должен быть многополярный и разнообразный  телемир. Еще она писала, что нет критериев пошлости, нет тех цензоров, кто должен решать, что пошло, а что не очень. И что юмор- дело тонкое, не все его воспринимают одинаково. А статья П. Садкова приятно оппонировала письму Кальниной, утверждая, что артисты юмористических программ  Петросян, Степаненко, артисты «Аншлага» - банальны и беззубы, вовсе не смешны, на них ужасно смотреть. Не могу не привести слова Садкова: « Главная тема для юмора - человеческое убожество. Толстота, плохое зрение, заикание… Евгений Ваганович любит говорить, что это возвращение к истокам, к юмористическому театру прошлого, народному юмору… Но это же ужасно!»

 Что мне, писателю- сатирику,  человеку, дожившему до пятидесяти одного года, но считающего себя пока не особо старым, ответить молодой читательнице, которая пытается защитить пошлость и пытается утверждать, что нет критериев пошлости? Что нет тех, кто должен замечать пошлые программы или нет. Есть такие специалисты на каждом телеканале - редакторы этих самых программ! Именно они и должны не пропускать пошлость на голубой экран! Нет критериев пошлости? Нет, есть. Почитайте-ка классиков русской литературы, пойдите  в театр и посмотрите классические пьесы, подумайте. Если в школе не рассказали, что такое пошлость, мерзость, похабщина, еще не всё потеряно. Надо учиться, пока молодая! Классики русской литературы достаточно написали на тему осуждения похабщины, пошлости, мерзости, грубости! И никогда не ратовали за одновременное транслирование в эфире и пошлых, и непошлых программ, если бы в их время они могли смотреть телевизор, который сейчас многие, как и я, называют заслуженно «зомбиящиком»! И если вы смотрите с неописуемым удовольствием юмористические программы, то позволю себе рассказать то, что случайно увидел, когда листал телеканалы. В одной телеюмористической программе на СТС (уж не буду писать название той программы - не в том суть) один тип выходит из своей квартиры, вызывает лифт, входит в него, справляя малую нужду, потом выходит из лифта и идет в свою квартиру. Всё это он делает под гогот придурков за кадром… Пошлость это или нет?! Приятно такое смотреть детям и взрослым?! Думаю, не очень! Кстати, зачем хохот неизвестных лиц за кадром? Чтобы нам, потенциальным зрителям подобного «высокохудожественного» действа, стало понятно, когда смеяться и когда не надо смеяться?!

   Известная наша артистка Клара Новикова, частый гость программы «Аншлаг», недавно в программе ТВЦ под названием «Народ хочет знать», посвященной юмористическим программам,  сетовала, что якобы нельзя так ругать эти программы и нельзя якобы утверждать, что у всех них юмор ниже пояса. К сожалению, никто из присутствующих не смог ей ответить, приведя в качестве доказательства юмора именно ниже пояса краткие выдержки из ее выступлений. Это сделаю сейчас я, приведу кое-что  очень коротко. Итак, Новикова рассказывала в одной из юмористических миниатюр, придуманных кем-то, о нескольких дамочках в пожилом возрасте, решивших заработать на дому.  Они дали объявление, что занимаются досугом, предполагая под этим самым досугом не продажу своего тела всем желающим за баксы, а пение, игру на разных инструментах. И вот представьте себе такую картину, когда удивленные пожилые бабки отвечают на звонки, а  потом видят вошедших милиционеров. Слово за слово, милиционеры не совсем поняли, что бабки предлагали, бабкам кое-кто из милиционеров понравился, в итоге… просят милиционеров выполнить им стриптиз!.. Милиционер один соглашается и бабки смотрят… И всё это Новикова с упоением описывает. Так это пошлость или нет? А ведь Клара Новикова, если она известная артистка, могла же отказаться от пошлого текста, если, конечно, она замечает в нем пошлость? Если, конечно, она ее замечает…А не пошлость ли, когда в мыльной опере «Счастливы вместе» на канале ТНТ  отцу семейства его жена говорит при детях: « Ой, твою сосиску я видела не раз!», глядя между его ног (разговор шел об обеде, о сосисках на обед)… Потом вижу, как сынок выходит к матери и сестре с резиновой куклой, которую продают в секс - шопе, и раздаются комментарии сестры: «Иди с этой куклой живи». Пошлость это или нет?! А еще больше меня волнует вопрос: почему разрешают это показывать? Сразу оговорюсь: я за свободу, по убеждениям демократ, но всему есть свой предел! Вседозволенности быть не должно. Демократия демократией, но меру знать всем надо. Даешь всеобщую телеюморизацию страны?! Всеобщая дебилизация? Да, ранее я смотрел с большим интересом в конце 80 годов программу «Вокруг смеха», где не было пошлости, бесстыдного юмора… Тогда я радостно ждал выступлений таких писателей, как Горин, Жванецкий. Кстати, и Горин, и Жванецкий, являются настоящими писателями- сатириками! И совсем  не представляется даже в кошмарном сне, что покойный Горин или ныне здравствующий сатирик Жванецкий могли выступать вместе с Собчак или Заворотнюк!

  А  что сейчас слышим: любой автор, читающий что-то на юмористических концертах, почему-то объявляется сатириком, когда он юморист (понятия следует различать, для чего и написал литературно- критическую статью «О юморе и сатире»,  которая опубликована в журнале «Страна «Озарение» и в Интернете). А один известный юморист, называющий себя тоже сатириком, прославившийся тем, что американцев называет тупыми, а нас, русских, хитроумными? Сейчас он читает  письма из своей гостевой книги, смешные разные ситуации, которые читатели ему пишут…Может, из-за еженедельного показа разных юмористических программ по телевидению, которые почти всем надоели, путают сатириков и просто юмористов, а издательства отказываются печатать сатиру, говоря, что они юмористических книг не печатают? Кстати, заметили, может быть, что одновременно с увеличением у нас в стране ряда катастроф, пожаров, убийств, виртуальный хохот в эфире увеличивается?.. Представляете  себе Гоголя или Салтыкова- Щедрина, выступающих вместе с артистом Петросяном на  концерте «Кривое зеркало»? Или вместе с артистом Галкиным?

  Очень часто разные авторы ошибочно считают сатирой то, что даже до юмора не дотягивает. Говоря так, я отнюдь не считаю юмор менее трудным жанром, чем сатира: рассмешить тоже не всякий умеет, причем, рассмешить без употребления всякой похабщины! Но одно дело - просто смешить, мило пожурить или по-отечески посмеяться над чем-то, а совсем другое дело, когда доходит до негодования и отвращения сатирика к какому-либо отрицательному явлению.

   Приведу еще слова журналистки «Новой газеты» С. Тарощиной, которая в прекрасной статье «Всё будет хорошо, готовьтесь!» («Новая газета. Свободное пространство», № 39,

10.10.-16. 10. 2008г.) писала: «  Если экранная пошлость так же неистребима, как рекламная перхоть, значит, это кому-нибудь нужно. Несложно догадаться, кому именно. Тем, кто требует от каналов политической лояльности в обмен на вседозволенность в остальных сегментах более чем доходного телебизнеса». Неплохо, кстати, сказано… Имеет ли данное утверждение право на аксиому, не требующую доказательств? Возможно… Во всяком случае все мы видим, что с ухудшением жизни виртуальный хохот всё увеличивается и увеличивается. Неспроста, думается, он увеличивается. Помнится, читал, что в сталинские годы подобная истерия творилась на эстраде. Тогда было популярным выражение: « Утром - в куплете, а вечером - в газете»…Помните фразу тирана: « Жить стало лучше, жить стало веселей!»? Теперь можно сказать иначе - жить стало лучше, жить стало красивей, гламурней!

   А теперь мне хочется спросить читателей: вам нужно только бездумно смеяться, смотря надоевшие  многим частые юмористические телепрограммы  и разные юмористические шоу? Смотреть, не думая, смотреть всё подряд, листая телеканалы, читать лишь бы читать для самого чтения, без раздумий, просто для отдыха, не думая ни о чем?! Читать всякое «чтиво в метро» (мой термин, обозначающее бездарное квазилитературное произведение, так сказать, товарный продукт издательств для быстрого их обогащения- всякие женские иронические детективы, всякие фэнтези)? Смех без причины - признак дурачины, как гласит народная мудрость. Так как разные исполнители на этих концертах ставят себе цель - во что бы то ни стало рассмешить зрителей, заставить их смеяться  любой ценой! Пусть даже не будет никакой мысли, только один пошлый юмор!  И как тут нам не упомянуть о количестве горя в стране (постоянных катастроф, убийств, пожаров, постоянной инфляции, разных проблем, взрывов и обвалов жилых домов, реформе ЖКХ, в народе называемой реформой по очередному повышению оплаты жилья, ипотеке- кабале на всю жизнь) и увеличивающемся виртуальном хохоте в эфире! Но, как я думаю, многим не нужна постоянная тупая развлекаловка (хотя  умные люди, ранее в годы застоя,  читавшие между строк и пользующиеся нередко эзоповым языком,  понимают, что специально нам всем показывают побольше юмористических программ и побольше разных концертов вперемежку с новостным официозом, который подается очень выборочно, дозированно: устраняется всё то, что можно прочитать  газете «Новой газете» и показывается постоянно одна наша громадная партия и наша дорогая и уважаемая власть, чиновники, военные, потом снова на другой программе чиновники, депутаты и военные!),- им нужна сатира в традициях Гоголя, Салтыкова- Щедрина и Булгакова, которой нет или которую по разным субъективным причинам не хотят печатать! Ведь издательства не хотят портить отношения с властью, во- первых. Во- вторых, издательства уже приучили своего читателя к тонким книжечкам в дешевых картонных переплетах, разным женским ироническим детективам, которые автор метко называет «чтивом в метро, чтивом на один день»! Если есть успех у подобных издательств, если пиплс покупает сей товарный продукт, то зачем же издательствам печатать что- либо иное? Они тогда будут штамповать и дальше это «чтиво в метро», а мы будем вынуждены смотреть быдловые юмористические телепрограммы, как надоевшие многим  наши мыльные оперы (если не хочешь их смотреть, есть только одна альтернатива - выключить свой телевизор!)…И совершенно прав писатель и журналист Д. Быков, который писал, что наша действительность просто соскучилась по сатирическому роману, которого нет, к сожалению. От себя добавлю: который пока не напечатан нашими издательствами! Я позволю себе здесь привести коротко его слова: « В истории развития русских жанров зияет огромная дырка. На этом месте в небе должна быть звезда под названием «сатирический роман». Его у нас нет…Современная русская действительность плачет по сатирическому роману, ибо ни в каких других формах воплощена быть уже не может. Всё стало смешно - настолько смешно, что хочется послать в задницу любую политкорректность…» (Д. Быков, 25 января 2002г). Всё  смешно, автор здесь полностью согласен с писателем Быковым: и наши депутаты, покорно поднимающие руки и покорно голосующие за законы, торопливо ходящие по рядам, голосуя сразу за многих своих отсутствующих коллег, которые где-то трудятся на стороне; и наши телепрограммы, которые надоели и которые смешны все до  одной, не только юмористические телепрограммы, где,  чем глупее, тем лучше!; смешны наши важные телеведущие, послушно читающие заготовленные для них кем-то тексты и повторяющие чужие слова, как говорящие попугаи; смешны разные наши политтехнологи, думая, что их «технологии» кому-то нужны и интересны, как и их телепрограммы (кстати, знает ли наш читатель, что на Западе нет слова «политтехнолог» - это сугубо наше кондовое изобретение, наше кондовое слово из новеньких наших «изобретений»!); и смешны наши нацпроекты сверху без обратной связи со своим народом, для которого и трудятся наши «слуги народа»… Перечислять дальше или не стоит?!  И у нас будут постоянно путать сатиру с юмором?..

   «… хочется послать в задницу любую политкорректность…» (Д. Быков, 25 января 2002г).

   Телевидение сейчас, к сожалению, стало подобно духовному наркотику, вернее, бездуховному наркотику: чем больше его смотришь, тем больше хочется смотреть! Телевидение отучило людей думать, оно лишь только развлекает…

   Нет, не нужна нам слава Е. Петросяна, Степаненко, Ксении Собчак и Заворотнюк!